?

Log in

No account? Create an account

Подарок на Новый Год.

-Кто там?
-Смерть.
-Ну и что?
-Ну и всё.


Основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Рей Далио собирается передать управление в руки ИИ

 Вот так вот, обыденно, наступило будущее. Обратите внимание на специфическую систему управления персоналом. Помните всех тех юнитов в играх? Надеюсь, что вы с ними хорошо обращались, потому как теперь вы - тот юнит, а память у машин очень хорошая.

Но есть и хорошая новость:

glados.png

Every man will do his duty.

"I never thought I’d do the Star Wars prequels"

George Lucas.


He did not. Tony Gilroy did.

R-1.
Увидел в ленте занимательный эволюционный симулятор
Генетические машинки ─=≡Σ((( つ><)つ
Решил оставить его на пару ночей, поэволюционировать. Тогда я ещё не подозревал, что дни мира, каким мы его знали, сочтены.




Логика симулятора предельно проста. Есть несколько разных и, по началу, очень странных машинок. Некоторые из них даже могут ехать. Те, кто проедет дальше всего, становятся образцом для последующих поколений. Конструкции непрерывно мутируют, совершенствуются и рвутся к правому краю экрана.

Симулятор сразу же наглядно продемонстрировал главный принцип эволюции - хэппи энд не гарантирован никому.

cars1ed.png

Тяга машинок ограничена, поэтому они не могут преодолеть чрезмерно высокие стенки. От слова совсем - данная трасса полностью непроходима для заданных условий. Обратите внимание на графики. Там отчетливо видно, что сразу после достижения оптимальной конструкции, наступил золотой век для её разновидностей. Но через некоторое время все варианты, близкие к оптимуму были исчерпаны и перебираться стали менее оптимальные. Деградация.

Полюбуйтесь на этих декадентов:

carhipsters.png

Ситуация стала нетерпимой и пришлось пойти на чрезвычайные меры - включить мутацию трассы. Результаты оказались.. интересными.


carsmutsurf.png


Как уже было сказано выше, тяга машинок недостаточна для преодоления серьёзных вертикальных преград. Но кому нужны дороги!? Изменения в конфигурации трассы привели к тому, что начали выпадать варианты с выраженным уклоном в конечной, самой сложной, части. И машинки начали просто перепрыгивать все препятствия. Всего за несколько десятков поколений достигнув, наконец, заветного правого края экрана.

Данный эксперимент совершенно неожиданно открыл для меня важность изменчивости среды как фактора эволюции. Из трёх основных вариантов изменения: нет существенных изменений, изменение к худшему, изменение к лучшему - последний становится настоящей палочкой-выручалочкой для видов, зашедших в тупик. Ну, при условии, что они переживут худший вариант.

И частный вывод из этого: изменение среды человеком является одним из важнейших ускорителей прогресса человечества. Да, я смотпрю на тебя, борьба с глобальным похолоданием потепления.

carsgoodend.png
Прошлый текст про артиллерию носил несколько бессистемно-обзорный характер - разные страны, разные времена. Решил выложить материал, более детально описывающий процесс в рамках одного, отдельно взятого, Обуховского завода.

Статья под названием "Современное стальное дело на Обуховском заводе" за авторством В. Колчака, опубликованная в журнале "Морской Сборник" за 1875 год.

В ней можно прочитать о:

Гадании по полёту искр и разломам стали.
Апгрейде паровых молотов с советами лучших оверклокеров по их разгону.
Способах быстрого и безопасного удаления лишних пальцев с рук.

А также окунуться в атмосферу всамделишнего стимпанка, просто таки наполненного молодостью и хардкором! Снова напоминает Дюму.

PDF на 73 стр. Скачивать тут

Картинка, не имеющая никакого отношения к тексту.

canet66.jpg
Сохраняем на память.

"Нет никакого смысла вести споры с человеком, на которого ты будешь совершенно индифферентно смотреть сквозь прицел."

"виноваты все, кто не вышел на площадь"

"Как-то на закрытом уже форуме долго и аккуратно подводил одного знакомого к признанию того, что он готов ради своих дурацких социалистических идей приставить мне к виску револьвер."

Насколько я понял весь этот поток сознания, для vit_r главный недостаток великороссов заключается как раз в этом - когда наш сломленный защитник цивилизационных ценностей индифферентно смотрит через прицел на непричастных, они готовы вернуть этот взгляд уже через свой прицел и даже глаза не отводят.

Тут уместно вспомнить летнюю кампанию на Донбассе - доблестные евроукраинские soldaten ехали на Vostok, охотиться на watnik, согласно инструкциям из учебных фильмов "Рембо", "Взвод" и "Апокалипсис сегодня", но всё пошло не по плану. Почему-то вместо толп безоружных watnik, волнами накатывающих на пулемёты или разбегающихся от одного звука вертолета, рядом с soldaten стали свистеть пули, затем мины и, наконец, снаряды и ракеты. Стрельба становилась всё чаще и вдруг первый раз прозвучало это страшное слово Der Kessel - его сказал какой-то немец, вспомнивший рассказы деда. Затем пришлось бросить пулемёт и начать бежать среди таких же крестоносцев-неудачников до первых звуков непонятной речи, в которой наиболее часто звучало fritz zdavaysya. Потом всех согнали в кучу и вокруг ходили страшные russkies в papaha, которые угрожали сослать всех в Sibir, восстанавливать Gulag.

На этом месте материал немецкого телевидения закончился. Он явно заслуживал названия "Братство Котла".



Ну и после фразы "поверьте человеку, который эту систему в себе ломал" обязательно нужно было ставить вот эту картинку:

ste.jpg

Иначе образ не завершён.

Stephen: I count six shots, nigger.
Django: [pulls out a second revolver] I count two guns, nigger.
После долгого перерыва заглянул на пиксив, думал там накопилась тьма шедевров, на пересмотр которых уйдёт неделя. Но что-то как-то бедненько всё. Может я не в теме и наши азиатские друзья умигрировали на какие-то другие сайты подобной направленности? Или просто зажрался?

39783380.jpg

[Иногда картинки это просто картинки]

45257812.jpg

46453611_p0.jpg

42676250.jpg

42265652.jpg

43120580.jpg

42931600.png

42899075.jpg

46621573_p0.png

Часто в дискуссиях можно видеть аргумент о копировании тех или иных технических решений. Ладно бы если всё сводилось к анимешным фигуркам, но упоминаются изделия и раннеиндустриальной эпохи. Хотелось бы на примере тяжелой морской артиллерии, как очень популярного продукта первой необходимости, прояснить ситуацию с тем, как они появлялись на свет и что на практике означает их "копирование".

34cm_gun.jpg

Всё начиналось с заготовки. Вплоть до массового распространения мартеновских печей, единственным источником высококачественной стали была плавка в специальных тиглях. Была, правда, небольшая проблема, тигли были маленькими, а заготовки - большими. Выходили из положения весьма своеобразным методом:

"Громоздкость тигельного производства лучше всего иллюстрируется на примере отливки крупных 20 - 40 - т слитков, которые в свое время производились из тигельной стали на заводах Круппа. Для выполнения этой задачи требуется к строго установленному сроку подготовить 15 - З0 тигельных печей с одинаковым составом стали в 900 - 1 800 тиглях; от 450 до 900 сдвоенных тиглей непрерывной вереницей в определенной строго установленной последовательности должны подаваться вручную к месту разливки с таким расчетом, чтобы струя стали не прерывалась ни на одну секунду; на производство такой операции одновременно на короткий срок задалживалось по два рабочих на каждый сдвоенный тигель только для подноски его или всего 1 000 - 2 000 чел."

Начинаете осознавать во что ввязались? Сколь угодно грамотно спроектированное орудие было лишь красивой картинкой без вот этого вот балета из тысяч рабочих, тщательно организованных и внимательно направляемых. С риском запороть всё, если хотя бы пара человек оступится.

Но это всего-лишь заготовка. Дальше всё было куда хуже.

[Осторожно, здесь вырезают и вставляют без предупреждения.]

gunconstruction.jpg


Затем наша уже вполне себе драгоценная заготовка попадала вот в эти замечательные устройства, где специально обученные люди по ним долбили многотонными молотами с ручным управлениям. На глазок. Очень простой процесс - можно долбить, а можно не долбить. Но если во время него делали что-то не так, то с соседнего квартала приходило 1000-2000 очень серьёзных молодых людей и при помощи тиглей поясняли всю глубину совершённой ошибки.

То, что происходило с поковкой после этого, проще всего понять из нижеследующей таблицы:

Таблица 3.1. Расчет времени на изготовление одного 14"/52 орудия, час

Установка поковки трубы в центра,
 проверка кривизны,
 обдирка нагрубо,
 заточка грубого сверления,
 обрезка концов

124

Сверление трубы нагрубо 170
Предварительное сверление канала 162
Сверление канала начисто 220
Расточка каморы 120
Обточка трубы под цилиндры первого ряда 300
Скрепление цилиндров первого ряда 38
Проверка кривизны трубы, чеканка стыков цилиндров 120
Обточка трубы под цилиндры второго ряда 244
Скрепление цилиндров второго ряда 29
Обточка трубы под цилиндры третьего ряда 184
Скрепление цилиндров третьего ряда 20
Обточка под кожух 218
Скрепление кожухом 18
Обточка поверху, обрезка дула, заточка фаски для нарезки канала 416
Нарезка под казенник, обточка под перекрывающие кольца 176
Полировка кожуха 50
Полировка орудия под нарезку канала 60
Нарезка канала орудия 207
Расточка кожуха 139
Обмер канала после нарезки 18
Зачистка и подготовка орудия к сдаче на стрельбу 7
Определение перевеса 3
Исправление перевеса подточкой 25
Полировка орудия для стрельбы 30
Шлифовка нарезов до стрельбы 81
Сдача на стрельбу 45
Шлифовка нарезов после стрельбы 117
Полировка орудия для сдачи, окончательная сдача орудия 45
Всего: 3386


«Дело о проектировании и изготовлении орудий больших калибров» (РГАВМФ. ф. 421, оп.2, д. 2042, лл. 147–148). При двусменной работе (9+9=18 час в сутки) для изготовления одного 14"/52 орудия требовалось 188 дней, или свыше шести месяцев (без учета затрат времени на отливку и ковку заготовок внутренней трубы, скрепляющих цилиндров и кожуха)».

Но пусть вас не вводит в заблуждение краткость формулировок. На деле, один лишь процесс скрепления был весьма затяжным и непростым:

"На германских з-дах скрепление стволов ведется сл. обр. При скреплении кольцами, кольцо при нагревании подвешивают в печи в вертикальном положении во избежание искривления. Когда требуемая t нагрева достигнута, то точно проверяют внутренние размеры кольца с обеих сторон, для того чтобы убедиться, что действительно достигнуто достаточное расширение. После этого нагретое кольцо надевают на назначенное для него место и охлаждают водой, чтобы получить прочную посадку кольца. Вода подводится к самому нижнему разбрызгивателю, к-рый находится ближе всего от кольцевого выступа внутренней трубы. Иногда устраивают для охлаждения до 4 разбрызгивателей. После того как вода пущена через эти разбрызгиватели, находящиеся в своем начальном положении, их постепенно поднимают с определенной скоростью, за исключением самого нижнего, который остается на своем месте у выступа. Для некоторых наиболее крупных колец пушки в 38 см на охлаждение, продолжающееся около 1 ч., расходуется до 250 м3 воды. Если выступ находится на некотором расстоянии от конца кольца, то принимают предупредительные меры против слишком быстрого охлаждения части, лежащей ниже выступа. Это достигается тем, что на 100--200 мм ниже выступа на кольцо ставится конусообразный железный колпак, чтобы отвести воду. При соединении этого типа воду подводят на небольшом расстоянии ниже выступа, чтобы притянуть его плотно к кольцу. Этим достигается, что при напряжениях от выстрелов, к-рым будет подвергаться внутренняя труба ствола, не может возникнуть скольжения. Иногда бывает необходимо нормальный процесс, по к-рому нагретую часть надевают на внутреннюю трубу, вести обратным порядком.

Успешное скрепление кожухом в новейших орудиях представляет большие трудности, отчасти вследствие положения выступа, к-рый в нек-рых случаях находится лишь на 100 мм от заднего конца трубы. Внутренняя поверхность такого кожуха имеет конич. форму с уклоном от 1 : 500 до 1 : 400. Эта коничность облегчает соединение и позволяет применять более низкую t при нагревании кожуха, напр, кожух 38-см ору-дия длиной ок. 20 м д. б. насажен в холодном состоянии приблизительно на расстоянии 100 мм от окончательного положения при коничности 1 : 300 и допуске для натяга 0,5 мм. При среднем допуске для натяга в 0,5 мм было бы достаточно нагреть кожух для 38-см ствола на 52 град. выше t мастерских, чтобы вставить ствол, если бы дело шло только о вставке. При указанных условиях кожух и внутренняя труба находились бы в действительном соприкосновении по всей длине, но кожух был бы на 20 мм длиннее внутренней трубы. При такой насадке внутренняя труба оторвала бы выступ на задней части вместо того, чтобы втянуться в конический кожух. Чтобы получить достаточный зазор, необходимо применять более высокие t, хотя и более низкие, чем при скреплении цилиндрич. кольцами. Для морских 21-см орудий, у к-рых выступ находится приблизительно на 80 мм от заднего конца внутренней трубы, соединение производят след. обр.: совершенно собранный кожух без внутренней трубы устанавливают в электрич. печи задней частью вверх и нагревают до 230 град. в задней части и до 300 град. в передней. Внутреннюю трубу закрывают с обоих концов крышками на резьбе, чтобы закрыть выход воды, к-рая циркулирует во внутренней трубе, опущенной в кожух. Железная труба диам. 65 мм проходит через крышку у дула и выходит через дно печи. Нижний конец этой трубы закрывается съемной крышкой, верхний конец не доходит до верха внутренней трубы ствола на 1 м. Через крышку в заднем конце входит впускная водяная труба 30 мм диам., которая оканчивается во внутренней трубе ствола на расстоянии ок. 40 мм от дульного среза. В нее вставлены кроме того 3 сливные трубы, к-рые выходят за пределы печи, когда кожух насажен, и отводят излишнюю воду, пока не отнята крышка на нижнем конце впускной трубы. Выпускная 65-мм труба снабжена внутри канала ствола 10 клапанами, покрытыми мягкой резиной и расположенными на равных расстояниях друг от друга. Каждый из этих клапанов управляется при помощи тяг, проходящих через крышку на заднем конце ствола. Канал ствола наполняется водой до опускания в кожух, который остается в печи. Тотчас, как только внутренняя труба вставлена, открывают впускную трубу, проходящую через крышку заднего конца ствола. Вода поступает в канал, циркулирует в нем и выходит через выпускную трубу. В то же время другим краном подводят над печью приспособление, к к-рому прикрепляют кожух, и давлением 200 т на крышку заднего конца ствола осаживают внутреннюю трубу на место. Как только это давление получено, снимают крышку с нижнего конца внутренней трубы, т. ч. уровень воды в канале опускается на 1 м и и верхний метр длины внутренней трубы ствола может нагреваться от кожуха. Через определенные промежутки времени открывают один за другим клапаны в выпускной трубе и следующие участки внутренней трубы длиной по 1,2 м будут приходить в соприкосновение с кожухом. Опускание внутренней трубы ствола и поднятие гидравлич. подъемника занимают около 5 мин., в то время как вода циркулирует во внутренней трубе ствола ок. 50 мин. Приспособление, при посредстве к-рого внутренняя труба осаживается на место в кожухе, состоит из гидравлич. домкрата в 350 т, укрепленного на поперечине. Соединение поперечины с кожухом производится двумя штангами, соединенными с цапфами широкой прочной обоймой, охватывающей кожух."

По числу нюансов прочие пункты были не менее насыщенные.

И вот теперь у вас должно появиться понимание того, что копирование в том смысле, как это подразумевают сейчас, было физически невозможным. Потому как обладание вот такого плана картинками:

pic_20.jpg


Не значило ровным счётом ничего. Можно было сколь угодно тщательно копировать их, но без сотен и тысяч специалистов, в совершенстве владеющих своими инструментами и массы организаторов, обеспечивающих их совместную работу, они так и останутся картинками.

Надеюсь, что теперь, когда вы прочтёте где-либо о том, что в стране такой-то было освоено производство крупнокалиберных орудий, вы будете представлять себе, работы каких масштабов были проделаны на самом деле и воздержитесь от уничижительных характеристик вроде "ну они просто скопировали это". Это было совсем не просто. Само-собой, дело не сводится только к пушкам, весь тот период характеризуется исключительной важностью человека, как ключевого фактора производства. Часто просто не осознают насколько важна была роль отдельного мастера, способного исключительно за счёт виртуозного владения инструментом, претворить замысел инженера в жизнь. И что возможность развёртывания того или иного производства наглядно демонстрировала уровень развития державы.

Украина.

Судя по всему, нынешний сезон военной драмы подходит к развязке. Формат компромисса неясен, но можно лишь порадоваться, что радикалы всех сторон отстранены от участия в конфликте и у нескольких миллионов людей появился шанс на нормальную жизнь.
1202248284_01.jpg

Если ограничиться рамками флотофильского рунета, то в том, что касается мифотворчества, ничто не сможет сравниться с Цусимой. Само-собой, данные мифы вызваны к жизни не сложностью вопроса, а последствиями события. Даже появился термин "Цусимский синдром". Но это уже представляет интерес скорее для психоаналитиков. В отношении же реальных механизмов событий практически всё уже было сказано век назад. Но, судя по непрекращающемуся воспроизводству мифов, от повторения хуже не станет.

Данная тема будет состоять преимущественно из цитат, а я ограничусь лишь минимально необходимыми пояснениями.

[Ещё одна стена текста. И опять ни слова про Украину.]Прежде всего следует помнить, что цусимское сражение было артиллерийским. Торпеды были использованы лишь в фазе преследования и потому не могут считаться решающим фактором. В связи с чем, имеет смысл сконцетрировать внимание именно на вопросах артиллерии и обратить внимание на понимание ситуации самим командующим 2-ой Тихоокеанской Эскадрой.

Приказ № 29 от 10 января 1905 года.

"Если Бог благословит встречей с неприятелем в бою, то надо беречь боевые запасы - не бросать их без толку.
Сигналом будет указан номер неприятельского корабля, по счету от головного в кильватере или от правого фланга во фронте. На этом номере следует сосредотачивать по возможности огонь всего отряда.
Если сигнала не будет, то, следуя флагманскому кораблю, сосредотачивается огонь, по возможности, на головном или на флагманском корабле неприятеля.
Сигналом же может быть намечен и слабый корабль, чтобы легче достигнуть результата и произвести замешательство.
Так например при сближении встречными курсами и после сосредоточения огня на головном может быть указан номер на который должно быть направлено действие всей артиллерией первого (головного) отряда эскадры, тогда как второму отряду предоставлено будет продолжать действовать по первоначально избранной цели.
Во всех случаях, если расстояние более 30 кабельтов, не следует открывать огонь всем вдруг: так нельзя пристреляться, нельзя отличать где падают снаряды.
Пусть начинает пристрелку на большие дистанции всегда головной на встречных курсах и концевой на курсах, направленных в одну сторону, если они ближе к неприятелю, но пусть не медлят показать расстояние и отклонение целика 6" орудий, как скоро начнет класть близко снаряды.
Исходя из показанных данных, прочие корабли эскадры получат возможность стрелять более правильно и более осмысленно, чем если б все сразу начали бросать снаряды.
Показать следует одновременно и флажным сигналом и по семафору.
Семафорные сигналы должны быть передаваемы по линии без малейшего промедления."
_________

Невооруженным глазом заметно, что приказ написан с полным пониманием сути дела, что и не удивительно, ведь Рожественский как раз и был профессиональным артиллеристом. Но именно в этом приказе присутствует тот гвоздь, отсутствие которого решило если и не всё, то очень многое. Отлично понимая проблемы, возникающие при концетрации огня нескольких кораблей по одной цели, Рожественский не сделал ничего для предотвращения самой ситуации или, как минимум, не дал инструкций на случай её возникновения. Как обычно это бывает, несовершенство приказа попало в богатую почву - слабоподготовленные и необстрелянные команды.
_________

Приказ №170
Индийский океан, 21 марта 1905 года.

"Прошу Гг Судовых Командиров ежедневно повторять наставления офицерам и комендорам о необходимости крайне осмотрительного и толкового расходования боевых запасов при встрече с неприятелем.
Прошу разъяснять им, что бестолковое бросание дождя недолетающих и перелетающих снарядов только веселит противника и служит ему наглядным поучением, как не надо стрелять; а потому чем более несдержанно, чем более необдуманно мы стреляем, тем большим поражением повергаем самих себя.
Прошу ежедневно внушать офицерам и комендорам, что заряжать надо быстро, а наводить очень тщательно. Пусть помнят однако, что самая тонкая и самая тщательная наводка бессмысленна, если установка прицела не верна: каждый комендор должен знать, куда легли снаряды последних выстрелов из соседних орудий и ждать соответствующей поправки прицела.
Прошу прочитать этот приказ в присутствии офицеров и комендоров, но не ограничиваться этим чтением, а неприменно ежедневно собирать их для подтверждения требования и для разъяснения важности неторопливой и осмысленной стрельбы."
________

Прекрасные, ценнейшие мысли, у которых есть одна существенная проблема - в условиях психологического стресса, у впервые попавших под обстрел комендоров, мгновенно улетучивается вся рассудочная деятельность и они начинают лупить по супостату, забыв о приказах. Мандраж офицеров тоже никуда не исчезает.
________

Приказ №192
Бухта Камранг, от 5 апреля 1905 года.

"Боевой опыт указал, что сигнальные фалы рвутся очень легко и обыкновенно в начале сражения.
Ручной семафор остается единственным средством сигнализации.
Семафорное дело на эскадре очень дурно.
Поэтому для эволюционных сигналов в бою предлагаю немедленно завести легкие черные доски или железные листы размерами 5 фут на 4 фута.
Доски эти или листы иметь одну на переднем мостике, обращенную к переднему мателоту, другую на заднем, обращенную к заднему. При досках должно иметь мел для надписей и губки для стирания оных.
На досках будут писать простейшие эволюционные сигналы так:
(4 П) Повернуть всем вдруг на 4R вправо.
(Л 4) Повернуть всем вдруг на 4R влево.
(8 П) Повернуть всем вдруг на 8R вправо.
(Л 8) Повернуть всем вдруг на 8R влево.
Соответственно () или () будут обозначать: повернуть всем вдруг на 2; на 3; на 5; на 6 румбов вправо или влево.
Но всегда надписи будут делаться так, чтобы буква П стояла вправо от цифры, а буква Л влево, чтобы одна не могла быть принята за другую.
Когда на Флагманском или головном корабле доска будет опущена или иным способом спрятана - это будет означать спуск сигнала и момент начала маневра.
Одновременно должны быть убираемы все доски на кораблях линии, причем между передними и задними досками корабля для одновременной их уборки должен быть сильный рупор, слышимый во время стрельбы или иное надежное средство сообщения.
Завтра 6-го апреля предлагается испытать употребление этих досок."
________

"Семафорное дело на эскадре очень дурно" - пожалуй это всё, что нужно было сказать об идее передачи параметров стрельбы с помощью семафоров.
________

Приказ №237
Китайское море, апреля 27-го дня 1905 года.

"Сличение дальномеров, произведенное сегодня после полудня по крейсеру "Урал", приближавшемуся к эскадре со скоростью десять узлов, дало следующие результаты:
Броненосец "Князь Суворов" в 12 час. 50 мин. показал 95 каб., в 1 ч. 5 м. - 69 каб., что дало скорость "Урала" 10,4 уз.
Броненосец "Император Александр III" в 12 час. 50 мин. показал 100 каб., в 1 час. 5 мин. - 67 каб., что дало скорость "Урала" 13,2 уз.
Броненосец "Бородино" в 12 час. 50 мин. показал 88 каб., в 1 час. 5 мин. - 70 каб., что дало скорость "Урала" 15,2 уз.
Броненосец "Орел" в 12 час. 50 мин. показал 100 каб., в 1 час 5 мин. - 56 каб., что дало скорость "Урала" 17,6 уз.
Броненосец "Ослябя" в 12 час. 50 мин. показал 86 каб., в 1 час. 5 мин. - 65 каб., что дало скорость "Урала" 8,8 уз.
Броненосец "Сисой Великий" в 12 час. 50 мин. показал 98 каб., в 1 час. 5 мин. - 68 каб., что дало скорость "Урала" 12 уз.
Броненосец "Наварин" в 12 час. 50 мин. показал 110 каб., в 1 час 5 мин. - 78 каб., что дало скорость "Урала" 12,8 уз.
Крейсер I ранга "Адмирал Нахимов" в 12 час. 50 мин. показал 100 каб., в 1 час 5 мин. - 85 каб., что дало скорость "Урала" 6 уз.
Из приведенных данных и из всех прочих показаний видно, что кроме, броненосцев "Князь Суворов" и "Сисой Великий", на судах эскадры накануне боя дальномерное дело находится в крайнем небрежении. Особенно выделились неисправностью инструментов и неумением пользоваться ими "Орел", "Адмирал Нахимов" и "Бородино".
Прошу Командиров судов и ведающих делом офицеров опомниться и воспользоваться оставшимися часами для водворения порядка."
________

В предыдущем тексте я указывал на проблемы, возникающие со стрельбой в условиях быстро меняющейся дистанции. Тут они показаны наглядно. Оценки скорости цели плавают в два раза. Что самое ужасное, наихудшие показатели у современнейших кораблей. "Адмирал Нахимов" малоинтересен.
________


Теперь, поняв замысел, следует посмотреть на исполнение. Обратимся к показаниям офицеров.

Показания флагманского минного офицера лейтенанта Леонтьева.

suvorov1.jpg

suvorov2.jpg

Флагман полностью утратил связь с эскадрой в самом начале боя. Телеграфы, семафоры, флаги - всё. Если бы у него и была какая-то ценная информация о параметрах стрельбы, то передать он её не мог. Единственное, что получилось сделать - выдать номер цели.

Также, из показаний Флаг-Капитана Клапье-де-Колонга.

1 час 50 мин. Сделан первый выстрел с «Суворова» из левой 6" носовой башни на 32 каб. — по головному кораблю неприятеля, слева по носу на 4 румба, после чего наши суда открыли огонь.
2 часа пополудни. Повернули на два румба вправо — расстояние до головного японского 28 каб., по которому был сосредоточен по возможности огонь нашего I броненосного отряда. Казалось, что неприятель сосредоточил огонь на «Суворов» и «Ослябя».
После двух - трех недолетов и перелетов неприятель пристрелялся и быстрые, в большом числе, одно за другим, попадания, сосредоточились в носу и у боевой рубки «Суворова». Главным образом замечены снаряды крупных калибров, фугасные, дававшие при разрыве, очень много мелких осколков, громадное (все зажигающее) пламя и дым, иногда черный, иногда ярко желтый.
2 часа 11 мин. Ранило в боевой рубке — судового старшего артиллерийского офицера лейтенанта Владимирского — стоявшего у левого дальномера; он ушел на перевязку; дальномер Барра и Струда разбило, его заменили правым, и у него стал полковник К. Мор. Ар. Берсенев.
Не прошло и минуты, как осколком в голову убило полковника Берсенева; его заменил у дальномера нижний чин, дальномерщик.
2 часа 18 мин. В боевой рубке сбило 2-й и последний дальномер Барра и Струда.

28 минут и даже передавать уже было нечего. Корабль перестал существовать как эффективная артиллерийская платформа. Всё, что он мог делать с этого момента - принимать японские снаряды.

Показания старшего артиллерийского офицера "Орла" лейтенанта Шамшева.

orel2.jpg

orel1.jpg

Вот оно. Сам флагман пристрелялся и открыл огонь на поражение. Но для всех прочих кораблей возможности пристрелки были тем хуже, чем дальше они были от цели. В довершении всего, цель ещё и активно перемещалась по отношению к русским кораблям, что делало необходимость поправок обязательной, но крайне затруднительной в сложившихся условиях. Через некоторое время огонь был перенесён на другую цель, но затем уже и управление огнём на самом броненосце было нарушено.

orel3.jpg

Снова о том же, но видно, что огонь японцев не ограничивался одним-единственным флагманским кораблём отряда.

orel4.jpg

Первый выстрел "Суворовым" был произведён в 1 ч. 49 мин. "Орёл" вступил в дело немногим позднее, но уже спустя где-то час после начала боя старший артиллерист на замыкающем корабле первого отряда получает множественные ранения. Если вы умудрились прочесть текст про "Дредноут", то должны примерно представлять, задачи какой сложности решает подобный офицер. Как вы понимаете, ранения не способствуют эффективности в данном вопросе.

Показания младшего артиллерийского офицера "Орла" лейтенанта Рюмина.

orel5.jpg

Но дело не свелось к одному лишь старшему офицеру - один из двух младших, как раз и отвечавший за пристрелку, также был ранен и контужен спустя час после начала боя. Второй младший арт. офицер показаний не оставил в силу своей смерти.

orel6.jpg

И менее чем через час после начала боя корабль лишился дальномеров. Насколько хорошо могли определять дистанцию до противника его раненые и контуженные офицеры, которые находили под обстрелом - попробуйте догадаться.

orel7.jpg

Но даже при уцелевших дальномерах, централизованное управление огнём было нарушено в самом начале боя.

Ещё раз напомню, что речь идёт о концевом корабле первого отряда из четырёх самых современных кораблей. Спустя час после начала боя, флагманский "Суворов", вместе со своими элитными артиллеристами, потерял управление и вышел из строя, "Александр III" горел так, что мешал стрелять всем следующим за ним, об изначальном уровне артиллеристов "Бородино" и "Орла" говорят данные с дальномерных учений, но даже не смотря на это, всё управление огнём на последнем нарушено по причине ранений артиллерийских офицеров, а также выходе из строя дальномеров и приборов управления огнём. Хотя корабль даже и не подвергался концетрированному огню вплоть до самого конца боя. С учётом того, что за этот же час на дно отправился и флагман второго отряда - "Ослябя", получается удивительная вещь - с точки зрения прошедшего времени, сражение только началось, но с точки зрения артиллерийской дуэли оно уже закончилось. Все современные корабли эскадры утратили наступательные возможности и могли только лишь продолжать принимать снаряды.

Можно посмотреть на это с другой стороны.

Концетрированный огонь по "Микасе" длился примерно пятнадцать минут - количество попаданий в неё за это время больше чем за все остальные часы боя. После чего японский флагман и следующие за ним броненосцы заняли слабопростреливаемую позицию в голове русской колонны и начали методичный расстрел её головных кораблей. Русские же корабли перенесли огонь на более удобные цели - в следующие минут сорок, оказавшиеся против русских броненосцев японские броненосные крейсера наполучали большое число снарядов. Но затем эффективность русского огня катастрофически падает и в оставшиеся два часа боя (чистое время огневого контакта) они добиваются примерно такого же числа попаданий, как в первые пятнадцать минут. То есть отлично видно, что всё было решено в первый час, а всё прочее было весьма односторонним процессом добивания.

Вернёмся теперь в начало. В чём именно заключалась ошибка Рожественского? В том, что отлично понимая сложности организации концетрированного огня всей эскадрой по одной цели и зная, что дело предстоит иметь против более подвижного противника, он не сделал ничего, чтобы нивелировать неизбежные сложности. Как результат, в первые, и очень важные, пятнадцать минут, большая часть русских кораблей стреляла в молоко в полном соответствии с представлениями самого Рожественского. Наиболее вероятно, что основная масса попаданий по "Микасе" в это время - дело рук артиллеристов "Суворова" и "Александра III", успевших пристреляться до того, как всё смешалось. Затем, "естественным путём" огонь был перенесён на более удобные цели, но утратил концетрацию. Хуже того, основные японские корабли фактически вообще перестали подвергаться огневому воздействию и действовали как на учениях. Как результат - полная дезорганизация русской артиллерии к концу первой фазы боя.

Можно ли сказать, что у японцев дело было организовано лучше? В каком-то смысле - да, лучше. Но не в последнюю очередь это было связано с обстрелянностью японских команд, для которых приказ Того об экономии снарядов стал не пустым звуком и они действительно стреляли только наверняка, не стесняясь переносить огонь на другие цели, в случае если основная скрывалась за дымом и всплесками - всё это заметно по очень скромному расходу снарядов и выгодно отличается от сражения в Жёлтом море. Сам по себе приказ также подразумевал концетрацию огня по двум флагманам - "Суворову" и "Ослябе", что упростило задачу прицельной стрельбы большого числа кораблей, сходу ополовинивая число желающих пострелять по одной цели. Также сыграло свою роль четкое отнесение среднего калибра ко вспомогательному в смысле приоритетов в ведении огня - стрельбой из 6" пушек старались не мешать главному калибру. Но вот что касается обучения японских наводчиков по секретным техникам цакута-дзэн и тому подобном вещам, то всё это можно рассматривать только в качестве наработок для аниме. Японцы воевали на английских кораблях, с английскими пушками и по английским методикам стрельбы.

Тут неизбежно следует вопрос о матчасти - снаряды, броня, проекты кораблей. Вся эта занимательная матчасть оказалась глубоко вторичным фактором и не заслуживает особого рассмотрения кроме как в рамках истории инженерного дела.

В завершении следует отметить, что всё Цусимское сражение само по себе также послужило знатным "гвоздём", проблемы с которым имели очень далеко идущие последствия. Само-собой, всё это выходит за рамки данного текста.

Tags:

Fear God and Dread Nought.

WNBR_12-45_mk10_Dreadnought_turret_pic.jpg

"The most advanced thinkers in the Navy and those having the greatest personal experience at sea have come to the conclusion that the battleship is really dead. No one need fight a battleship except with submarine boats or destroyers, and the sole function of battleships in future wars is to be sunk. They can defend nothing day or night with any certainty."

John Arbuthnot "Jacky" Fisher



Одним из наиболее популярных кораблей индустриальной эпохи является "Дредноут", имя которого стало нарицательным. Как это обычно бывает, вокруг него выросла занимательная мифология, ключевые положения которой - что есть дредноут, а что нет, мне и хотелось бы рассмотреть здесь более подробно.
[В нижеследующей стене текста нет ни слова про Украину. Честно.]

Часть I. Броня и снаряд.

Первое, что необходимо понимать в данном вопросе это его механика. Бой кораблей в море сводится к обмену энергией, которая уходит на механическое разрушение конструкции. В стародавние времена мощность залпа была скромна и даже деревянные корабли обладали запасом прочности, позволявшим им вести затяжной бой и, при удаче, сводить его к рукопашной схватке между командами. Время шло, росла мощность залпа и наступил момент, когда боевая устойчивость стала неприемлемой даже у крупнейших деревянных кораблей. Возникшая потребность в более прочных конструкционных материалах была удовлетворена бурно развивающейся металлургической промышленностью. Устойчивость кораблей к повреждениям стала прямо зависеть от способности поглощать и отражать входящую энергию снарядов при помощи брони. В случае, если она пробивалась, ситуация сводилось к известной и неприемлимой.

Именно это вывело извечное соревнование средств нападения и защиты на новый виток. Заложенный в 1859 году "Уорриор" нёс 4,5" железную броню и 8" пушки, первая защищала от ядер и бомб вторых. В 1867 году для уже нарезных пушек был принят чугунный бронебойный снаряд Паллисера, для которого подобная защита лишь срабатывала как взводящий экран, усугубляя заброневое действие. Сами пушки также становились мощнее. И вот уже спустя всего десять лет, в 1869-м, закладывается "Тандерер" с 12" пушками и броней в 12-14 дюймов. А в 1874 к нему присоединяется "Инфлексибл" с его двуслойной цитаделью, имеющей совокупную толщину железной брони в 24" и 16" орудиями. Данный корабль является венцом лобового противостояния брони и снаряда. Удельный вес единицы площади такой защиты уже не позволял прикрыть ей весь борт и речь шла лишь о защите жизненно важный частей. И на этом же корабле в башнях была использована сталь, предназначенная для разрушения вышеупомянутых бронебойных снарядов из чугуна. Но даже это не позволило сократить общую толщину металлических частей ниже 16-17". С соответствующим весом квадратного метра.

Как обычно бывает, если есть новый материал, в данном случае сталь, то он используется и для разрушения. Семидесятые годы девятнадцатого века ознаменовались также появлением множества вариантов стальных снарядов, самыми известными из которых стали производившиеся во Франции боеприпасы Хольтцера, долгое время служившие чем-то вроде эталона. Сложилась немного забавная ситуация, когда англичане делали сталежелезную защиту от собственных чугунных снарядов, отлично показавших себя в боях, а французы, их основной конкурент, обзаводились снарядами, превращавшими данную защиту в живописные руины.

4-range_th.png

Справа замечательный образец английской сталежелезной брони после попадания стальным бронебойным снарядом. Внешний слой оторван и разрушен. Слева стоят плиты из обычной и никелевой стали.

compaunddestroyed.jpg

И ещё одна замечательная иллюстрация того, как сталежелзная плита вела себя под огнём.

Юмор ситуации был в том, что она игнорировалась англичанами примерно десять лет и даже у самих французов, наблюдающих как их немезиды с упорством, заслуживающим лучшего применения, ставят и ставят подобную защиту на все новые корабли, сдавали нервы и они, решив, что англичане что-то знают, тоже обзавелись такой броней на некоторых кораблях. После чего англичане наконец-то провели полномасштабные испытания французских снарядов, ужаснулись и стали их выпускать самостоятельно, попутно подыскивая другие варианты брони. Данный пример важен как эталонный образец информационного лага между появлением изобретения и его внедрением, что во многом определяло характер развития конструкции кораблей в тот период. Имярек делает что-то хорошее, патентует это, начинает производство, публика оценивает продукт, это попадает в газеты и журналы, они расходятся по свету, об изобретении узнаёт Джон До, хлопает себя по лбу и использует изобретённое Имяреком в каких-то своих, обычно полностью противоестественных, целях. Представьте, что ответ на запрос в гугл занимает лет пять-десять и вы начнёте лучше понимать ту эпоху.

Также важно отметить, что именно в этот период явственно обозначилось качественное превосходство средств нападения над средствами защиты: утолщать броню было некуда, эквивалентная защищённость менялась мало, но прогресс в области металлургии способствовал как увеличению мощности орудий, так и эффективности их снарядов. Результатом чего стало облегчение орудий - на смену восьмидесятитонным 16" "Инфлексибла" с пробитием 23" железной брони на дистанции в 1000 ярдов, пришли шестидесятисемитонные 13,5", на той же дистанции пробивающие 28", а затем и сорокапятитонные 12", использующие новый, бездымный порох и пробивающие примерно столько же, сколько и предыдущие - 28,6". Прогресс в массовом совершенстве орудий главного калибра налицо. Но ладно там главный калибр, семитонное 6" орудие пробивало почти 15", что обессмысливало попытки защищать большую площадь даже от таких лёгких пушек. Хуже того, появление бездымного пороха позволило резко увеличить скорострельность артиллерии в связи с отсутствием необходимости прочищать канал ствола практически после каждого выстрела и исчезновением дымовой завесы, возникавшей при интенсивной стрельбе старых орудий. Именно тогда сформировалась точка зрения, согласно которой первичное значение получали скорострельные батареи умеренных калибров. Дополнительным аргументом, подкреплявшим её, стало появление нового средства поражения - торпеды, чрезвычайно лёгкого и мощного оружия, отлично подходящего для дешёвых носителей и создавшего потребность в защите от их массовых атак. И если на уже рассмотренном "Инфлексибле" в дополнение к четырём дульнозарядным монстрам стояло всего-лишь шесть вспомогательных пушек, то на строившихся параллельно с ним французских броненосцах устанавливали десятки стволов для защиты от этой новой угрозы, самими же французами и продвигаемой. Именно она со временем стала определяющей при создании концепции "Дредноута".

Но это будет потом, а пока история противостояния брони и снаряда не закончилась. Ответом на новый вызов со стороны средств поражения стал отказ от механически связанных стальной и железной плит в пользу монолитной, но гетерогенной плиты, поверхностный слой которой был исключительно прочен и способствовал разрушению снаряда. Самыми известными вариантами процессов создания такого слоя стали т.н. "гарвеевский" и "крупповский". Появившиеся и распространившиеся в девяностые годы девятнадцатого века, они стали финальными декорациями, в которых происходила заключительная стадия эволюции артиллерийских боевых кораблей. Резко возросшая массовая эффективность защиты позволила существенно поднять планку минимально необходимой для пробития брони мощности орудия, что привело к падению значимости только-только появившихся батарей скорострелок. Их совокупная мощность была весьма высока, но нейтрализовалась новой броней. Вторым фактором, усугубившим ситуацию, стало увеличение дистанций боя. Что требует особого рассмотрения.

Часть II. Цепи и шестерни.

Рост массы орудий обострил проблему их наведения. На среднестатистическом экземпляре годов эдак восьмидесятых это выглядело следующим образом: путём живописных жестов и коротких, но ёмких, красноречивых фраз, наводчик объяснял операторам приводов вертикального наведения, что именно им нужно проделать с оными приводами для подъёма ствола на требуемой угол. После чего, в такой же непринуждённой манере, следовали объяснения операторам приводов горизонтальной наводки относительно их роли и места в приведении установки на нужной угол горизонтального наведения. После чего, командир принимал успокоительное и начинал медитировать, используя вместо чёток шнур электрозапала. Целью медитации было достижение просветления при выходе корабля на ровный киль. Затем обычно следовало снарядоизвержение. Таким образом, от наводчика требовалось угадать в каком месте и в какое время окажется корабль-цель, после чего навести в эту предполагаемую точку орудие, а затем ловить момент, когда оно займёт нейтральную позицию и произвести выстрел. В связи с известным дефицитом мидихлорианов на нашей планете, способностей обычных людей обычно не хватало на чисто интуитивное решение задач подобной сложности. Потому их упрощали, сокращая дистанцию, заранее выставляя орудия на фиксированные углы, и разряжая их в упор. Таким незатейливым образом нейтрализовались как ошибки в предсказании местоположения цели, так и ошибки в наведении, благо инерционность и точность тогдашних приводов наведения оставляла желать много лучшего. Сами приводы появились не от хорошей жизни, ведь изменение положения пушки весом в десятки тонн путём ручных манипуляций было очень и очень медлительным, что лишь усугубляло сложность задачи предсказания места встречи снаряда и цели. Ах, да, в довершении всего, после выстрела наводка полностью сбивалась и всё нужно было повторять снова.

Думаю, теперь любовь тогдашних флотоводцев к перестрелкам на пистолетных дистанция стала более понятной.

Но была в этой любви одна тёмная сторона - торпеды. Угроза применения которых здорово нарушала сложившуюся идиллию грациозно маневрирующих броненосцев, ловящих момент для того, чтобы разрядить в своего оппонента несколько монструозных стволов. Что изменилось в механике прицеливания к концу девяностых годов девятнадцатого века? Приводы стали более мощными и точными, менее инерционными, упростилось управление ими за счёт вынесения органов управления непосредственно к месту наводчика. Но, в общем-то и всё. Всё также требовалось интуитивно предсказывать будущее местонахождение корабля-цели, выставлять орудие в соответствии с этим предсказанием и ловить момент ровного киля. Но так как желание стрелять с дистанции большей дистанции применения торпед, было весьма сильным, то появились новые методы организации стрельбы. Во Франции таковым стало использование орудия среднего калибра для нахождения дистанции до цели. После чего она сообщалась наводчикам тяжелых орудий, освобождая их от одной из проблем. В Англии сделали ставку на оптические дальномеры, решавшие сходную задачу (французские механические устройства оказались малопригодны на практике). Главным недостатком французского подхода была невозможность уточнения дистанции после того как вся эскадра начинала стрелять по выбранной цели - всплески от падений снарядов сливались в слаборазличимую кашу. Главным недостатком английского метода был человеческий и погодный факторы. В реальных условиях боя, оценка дистанции была весьма неточной. Увеличение дальномерной базы и количество измерений дистанции принципиально проблему решить не могло - неточность всегда имела место быть, и её приходилось выбирать, ориентируясь на всплески падений снарядов. Ну и самое главное, никакие методы не работали для случая быстро сближающихся кораблей. Все данные устаревали слишком быстро, поэтому движение в параллельных кильватерных колоннах было обязательным залогом хотя бы минимально успешной стрельбы на большие дистанции.

Само-собой, эти методы со временем нашли друг-друга - дальномеры определяли примерную дистанцию, а затем она уточнялась пристрелкой.

Но то была речь о тяжелых пушках. У лёгких же пушек было одно, но очень существенное, достоинство. Они были лёгкими. На практике это означало, что физических возможностей комендоров было достаточно для изменения углов наводки орудия со скоростью, обеспечивающей непрерывное удержание прицела на цели. Попросту говоря, наводчик(и) работал(и) как стабилизатор. Ловить момент ровного киля не требовалось - орудие было готово стрелять в любой момент. Именно эта возможность принципиально меняла характер стрельбы. Совокупность тяжелых орудий била вразнобой - для каждого наводчика момент стрельбы был свой, да и способность правильно его выбирать отличалась от человека к человеку. Поэтому в их случае просто имела место быть индивидуальная стрельба на заданную дистанцию. Лёгкие орудия могли работать совместно - получив информацию о предполагаемой дистанции, часть орудий могла дать залп с заведомым перелётом, часть с недолётом, очень быстро нейтрализуя неточность первоначальной оценки дальности. При этом, весь процесс отлично поддавался централизованному управлению одним человеком, которому не было необходимости гадать, залп какого комендора он сейчас наблюдает и насколько оный комендор обычно мажет. Снижалась роль человеческого фактора, создававшего одну из главных проблем - неопределённость определения верного момента для выстрела.

И да, со временем и эти способы нашли друг-друга - приводы тяжелых орудий стали настолько мощными и точными, что обеспечивали непрерывное наведение любых систем.

Теперь можно наконец перейти к виновнику торжества - "Дредноуту".

Часть III. Человек и пароход.

Джон Фишер был разносторонним человеком - специалистом как в артиллерии, так и в торпедном деле, не говоря уже о том, что являлся прекрасным организатором. За время своего продвижения к сияющим вершинам Роял Нэви, вокруг него образовалась команда прекрасных специалистов. И когда Британия почувствовала, что дело на континенте пахнет керосином, данной команде был дан зелёный свет. С единственным условием - линкоры должны быть. Не сказать, что это обрадовало Фишера, не преминувшего встать в позу Д'Артаньяна:

‘Now battleships could be sunk by torpedo craft, surface and sub-surface. What was the use of the battleship therefore, he asked. The answer was clear: ‘none… if battleships have no function that first class cruisers cannot fulfil they are useless to the enemy and do not need to be bought’.

‘At the present moment naval experience is not sufficiently ripe to abolish totally the building of battleships so long as other countries do not do so.’

Но прежде всего он был человеком лояльным, поэтому занялся строительством нового флота. С нуля. Из линкоров. И не только.

Именно благодаря тому, что Фишер был как артоманом, так и торпедоманом, он отталкивался от необходимости действий артиллерийского корабля на поле боя, насыщенном носителями торпед. Что привело его к мысли об ограничении минимальной дистанции стрельбы - это и было фундаментальное решение, определившее всё. На момент проработки вариантов будущего "Дредноута" уже было известно о появлении гироскопов в системах наведения торпед и о неизбежных последствиях этого нововведения в виде роста дальности их стрельбы. С учётом минимально необходимого времени реакции на атаку миноносцев величина безопасной дистанции составила 5000-6000 ярдов. Что сразу же, на корню, убило все предыдущие наработки, базирующиеся на концепции незначительного увеличения среднего калибра - на таких дистанциях он был практически бесполезен даже против сравнительно тонкой брони. Никаких сближений на дистанцию применения лёгких пушек не подразумевалось - там уже работали торпеды. Фактически выбор свёлся к 10" и 12" пушкам, из которых была выбрана самая мощная. Повышенная скорость появилась как попытка хоть как-то приблизить линкор к крейсерам.

"But this new battleship now proposed will not only be a battleship but a first class cruiser superior to any but the very latest, hence for years to come she will be useful since whether battleships are or are not used in the future her speed will always make her of the greatest value."

Вот как бы и всё. Если знать про все части мозаики, то решение выглядит само-собой разумеющимся.

Часть IV. Заключение.

Что обусловило Дредноут именно как прародителя новой схемы кораблей? Стабилизация на фронте борьбы средств нападения и защиты. В качестве противодействия поверхностно упрочнённой броне появились снаряды с бронебойными наконечниками, которые в эпоху "Дредноута" делали из сравнительно мягкого металла и которые предназначались для разрушения прочного слоя бронеплиты. Но данное нововведение не было революционным, а лишь уточнило соотношение эффективностей щита и меча. Оно и так было в пользу второго. Стало несколько более выраженным. Но куда важнее, что отныне ключевым элементом защиты стала дистанция. Энергия снаряда расходовалась на преодоление километров воздуха, вероятность попадания снижалась, что и обеспечивало потребную боевую устойчивость линкоров без необходимости снова возвращаться к броне предельной толщины (и минимальной площади). Дешевые и простые средства, вроде среднего калибра и торпед, были нейтрализованы именно возросшими расстояниями боя. Отсюда же следует, что появление самолёта-торпедоносца, способного сократить дистанцию, напрочь убивало концепцию "дредноута" даже безо всех прочих факторов.

Мог ли "Дредноут" появиться раньше? Полностью бессмысленный вопрос. Раньше не было никаких ограничений на минимальную дистанцию стрельбы. Корабли оснащали таранами и не боялись ими воспользоваться. Даже абордажи пытались проводить. Французы с гордостью указывали для своих пушек величину пробиваемой брони у дульного среза и все считали это нормальным. Минимальная дистанция стремится к нулю => пушки даже минимальных калибров сохраняют свою полезность => нет смысла строить корабль вокруг конкретного калибра, имеет значение только совокупная огневая производительность.

Дредноуты против линкоров с промежуточным калибром. Линкоры линкорам рознь. Английские "Кинг Эдуард" появились лишь постольку, поскольку готового проекта нового корабля не было, а программа судостроения подразумевала закладку здесь и сейчас. Что-бы хоть как-то усилить корабль, поставили простенькие установки с 9,2" пушками и всё. Бессмысленность последовавшего за этим "Нельсона", точно также закладывавшегося в условиях дефицита времени, была самоочевидной - если всё равно ставить тяжелые пушки, то размениваться на мелочи ни к чему. Эти корабли послужили донорами башен главного калибра для "Дредноута" и это самое лучшее, что в них было.

"Дантон" - а вот тут не всё так однозначно. После внезапного исчезновения русского флота на Дальнем Востоке, французский план континентальной коалиции трёх держав пошёл прахом и они предпочли сдаться англичанам без боя. Их основным противником стал австрийский и, отчасти, немецкий флот. но дело в том, что к моменту завершения проектирования и закладки "дантонов" этот самый австрийский флот был представлен игрушечными корабликами с 240-мм пушками главного калибра. На их фоне 240-мм "промежуточный" калибр "дантонов" был не таким уж и промежуточным. Да и на фоне любого из немецких броненосцев (вес "промежуточного" 240-мм снаряда - 220 кг, вес немецкого "главного" 280-мм - 240-кг). То есть французы сделали весьма удачные корабли для своей средиземноморской песочницы. Педофилы... Гм.

"Андрей Первозванный", "Евстафий" - русская 203-мм пушка была разновидностью идеи тяжелой скорострелки. Слишком слаба для серьёзных целей. На "Кинг Эдуарде" первоначально вместо 234-мм хотели ставить пару 190-мм, которые по мощности практически эквивалентны русской 203-мм. Но сочли слишком малохольными ещё тогда. Цели для пушек одни и те же. Так что "Андрей" скорее обычный броненосец, без изысков, не считая постцусимского синдрома.

Итальянские Регины Маргариты и Елены. Опять 203-мм. Только без постцусимского синдрома.

Австро-венгерские "Радецкие". К их сожалению, французские броненосцы были отнюдь не игрушечными. Зачем такие корабли были нужны австриякам - неясно. Тот самый случай, когда близкие по замыслу корабли (сравнительно с "дантонами") оказываются очень различными по возможностям в силу различных условий применения.

Японская "Касима". Опять "Эдуард", только с 10". Главная "проблема" японцев - после исчезновения русского флота им просто не с кем было воевать. Сферические корабли для борьбы с вакуумом. "Сатсума", "Аки" - больше десятидюймовок богу десятидюймовок! Очень актуальные корабли для средиземноморского ТВД. Жаль до него плыть было далеко.

"Сетсу" - единственное, почему я упоминаю этот проект, это популярное мнение, касающееся всех "промежуточных" кораблей, дескать, корректировать огонь смешанных калибров было сложно. Поэтому это ненастоящие "дредноуты".

Следите за руками. Когда самый, что ни на есть, настоящий "Дредноут" вышел на свои первые стрельбы, то он стрелял по следующей схеме:

Пристреливался одной 12" пушкой, а затем давал залп из всех стволов. Второй полной залп дать не смог - корабль раскачивался от первого и часть орудий вынужденно пропустили выстрел. Это та самая стрельба на заданную дистанцию о которой я говорил выше. Никто там в рамках залпа не разбирал калибры и прочие мелочи жизни. Мнение о конфликте калибров возникло тогда, когда англичане пытались корректировать огонь отдельных башен. Для каждой нужен был свой пост наблюдения и управления огнём. Для двух башен их можно было организовать, а для большего числа - нет. Поэтому все эти промежуточные башни рассматривались как бедные родственники, путающиеся под ногами и создающие ненужный ажиотаж. Но для стрельбы по схеме "Дредноута" это не играет никакой роли, т.к. огонь отдельных башен и не корректировался. Приводы же для тяжелых орудий, обеспечивающие непрерывное наведение, появились лишь спустя несколько лет после ввода в строй "Дредноута". Так что лишь первые линейные крейсера и последние английские 12" дредноуты обладали ими с рождения, имея возможность стрелять по каким-то другим схемам. Поэтому "Сетсу" это обычный "дредноут", без изысков.

Такие дела.
yakumoyukaritouhouwindm.jpg