33samurai (33samurai) wrote,
33samurai
33samurai

  • Mood:

Великая танковая мизантропия.

Почему же танки межвоенного периода были такими, какими они были?

В странах - технологических лидерах, серьёзно менялся менталитет. Франция и Англия претерпевали демографический переход, избытка населения не было, желающие умереть уже имели прекрасную возможность это сделать и в полной мере воспользовались ей. Оставшиеся мечтали о маленьких профессиональных армиях. Это также прекрасно сочеталось с желанием военной аристократии сохранить положение в обществе, избавившись от необходимости опора на массы. Попросту говоря, все мечтали в одиночку нагибать несметные полчища жуков.

Авиация прекрасно подходила для этого - пилоты малочисленны, обласканы вниманием общества и головокружение от успехов авиации в прошедшей войне было столь велико, что считалось возможным определять исход будущей не слезая с коня самолёта в грязь траншей. В 36-м, англичане сочли необходимым начать обращать внимание на состояние подготовительных мероприятий к грядущим боевым действиям и потому они, со свойственным им хладнокровием, трезвомыслием и рачительностью, начали реализацию секретного плана развёртывания новых крупных предприятий военной промышленности. Точнее, авиационной. В стиле "SHUT UP AND TAKE MY MONEY!!!111one". Крупнейшие площадки, лучшее и самое современное оборудование, всё для победы, со сроками "это было нужно вчера". Что характерно, успели.

Казалось бы, причём тут танки? Их проблемой как раз было то, что они оказались решительно не при делах. Планы массового их производства в рамках ПМВ так и не успели реализоваться, да и само производство предполагалось аутсорсить. Отсутствие массового использования вызвало отсутствие четкого понимания роли и места танков в войне, пропоненты среди высшей социальной элиты так и не появились и всё вместе это дало весьма низкий приоритет разработке и производству танков.

Да что там говорить, примерно вот таким виделось применение танков всего-лишь 80 лет назад:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Собственно, танковой промышленности как таковой просто не было. Что было, так это несколько вспомогательных мастерских, занимающихся отверточной сборкой единичных экземпляров, максимум мелких серий. Отсутствие высокого приоритета вызвало отрицательную обратную связь: не выделяются деньги на танки -> нет смысла в специализации в области их проектирования или производства компонентов для них -> нет выдающихся машин, имеющих серьёзный боевой потенциал -> нет смысла менять приоритет и выделять большие деньги. Как именно танки должны нагибать полчища жуков никто толком не понимал, проектировали их в свободное от более важных дел, время, а делали их из всякого мусора, собранного по помойкам или выклянченного с больших заводов. Тогдашний английский танк просто не был танком в том смысле, что не был специализированной машиной. Бронированный экскаватор, осадный автобус, штурмовой трактор, гусеничный гоночный автомобиль, сухопутный линкор, наконец. Когда нет понимания сути назначения вещи и даже нет особого стимула к этому пониманию, то откуда взяться иному результату?

И весь этот бронехентай происходил при ещё живом Фуллере.

Другим полюсом был СССР. С избытком населения у него всё было хорошо, будущие войны виделись как столкновения массовых армий, а средств ведения войны требовалось много. Как следствие, производство танков подразумевалось также массовым. Так как прежний мир с его социальной системой был разрушен до основанья, то и никаких реакционных тормозов на пути всей этой технократической идиллии не наблюдалось. Правда понимания роли и места танков в войне это не прибавляло. Жуткие танкосрачи заполонили советские интернеты точно также, как это произошло с английскими и всеми прочими. И если само решение о массовом выпуске танков принять просто, то вопрос что же именно производить, оказался решён самым передовым, социал-дарвинистским, образом: в серию пошло что попало. Всё гениальное - просто, не правда ли?

Новая война расставила всё по своим местам. Появилось понимание того, зачем нужны танки и что это собственно такое. Танки стали модными, не такими модными как самолёты, но танкисты уже могли позволить себе шуточки на тему побед в воздушной войне и даже организовать своё собственное ММО с танками и артой.

Но остаётся вопрос, действительно ли только полное непонимание сути танков было определяющей причиной или всё таки дело было в возможностях тогдашней промышленности реализовывать больные фантазии танкосеков?

Огневая мощь.

На конец Второй Мировой Войны, самыми мощными пушками серийных танков были KwK 43 L/71 и Д-25. Первая была побочным продуктом конкурса на зенитную пушку для Люфтваффе, которая была отголоском работ по морской зенитке для карманных линкоров - 8.8 cm/78 SK C/31. 950 м/сек, 1931 год. Вторая это 122-мм корпусная пушка образца 1931 года. С новым вкусом. Машинного масла.

Защита.

Толщины массовых танковых бронеплит достигли 120-150 мм. Для нужд флота подобный бронепрокат производился тысячами тонн с настолько древних времён, что люди просто столько не живут.

Подвижность.

На 500-700 л.с. мощности топовых танковых двигателей мультитысячесильные авиационные двигатели сходных лет смотрят с плохо скрываемым недоумением. В начале тридцатых понятие "танковый двигатель" было оксюмороном, т.е. в танки шло всё, что плохо лежало - движки самолётов, автомобилей, автобусов, мотрис и промышленных установок. Специализированных танковых двигателей просто не было. По мере того, как появлялось представление об особенностях применения танка и это представление должным образом подкреплялось финансово, начали появляться и двигатели, учитывающие данную специфику. По своим удельным мощностным параметрам они никогда не превосходили предельных двигателей для иных сфер применения.

Простые механические трансмиссии с использованием фрикционов и планетарных передач впервые были использованы ещё в ПМВ. Из танковых войск они ушли лишь вместе с последними ИС и Т-34.

"Танковые" подвески спроектированные автомобильными или железнодорожными инженерами...

WTF SRSLY!? Танковая промышленность лишь хорошо после ВМВ начала становиться действительно самостоятельной отраслью. Танки начали проектироваться специалистами в области проектирования танков, производиться на танковых заводах из комплектующих, предназначенных для танков, с целью выполнять функции танка. Который, наконец, перестал быть самоходной выставкой достижений тяжелотракторного автобусостроения. И вот тут то и наступил постиндастриал, который резко изменил ситуацию с "возможности превосходят запросы" на обратную.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 66 comments