33samurai (33samurai) wrote,
33samurai
33samurai

  • Mood:

Масс Эффект или краткий курс логики для органиков.

Если честно, то я крайне удивлён ситуацией, сложившейся вокруг Масс Эффекта. Судя по всему, игра оказалась не по зубам основной массе любителей поискать скрытый смысл там, где его нет и поэтому в какой уже раз, командору Шепарду Очевидность, т.е. мне, придётся рассказать всю правду о том, что происходило в этой не такой уж и далёкой Галактике и чем всё закончилось.

Начать придётся издалека, с небольшого экскурса в историю США. Началась эта история с того, что на территории будущих Североамериканских и Соединённых высадились две группы людей. Первая была представлена предприимчивыми молодыми людьми, обуреваемыми жаждой быстрых денег и вооруженными последними достижениями в области сельского хозяйства. Эти хваткие ребята быстро превратили Юг будущих США в одну большую плантацию и жили припеваючи. Второй группой были религиозные фанатики, бедные, но свободные. Они заняли те места на Севере, которые оказались малопригодны для плантаций с одной стороны и с другой не горели особым желание получать за работу на плантациях столько, сколько получали рабы. Шли годы, обе группы столкнулись с дефицитом земель, но так как на Юге методы хозяйствования были передовые и высокоэффективные, то и людей там оказалось меньше чем на Севере. Между тем в Америку пришла новая волна индустриальной революции и всем этим лишним людям на Севере нашлось дело. Весьма выгодное дело, настолько выгодное, что экономическое превосходство Юга исчезло, а вслед за ним исчезло и политическое. Между тем, на Севере царил т.н. "дикий капитализм", характеризующийся острой конкурентой борьбой в новой среде, формирующейся новыми прорывными технологиями. Как и любая конкурентая борьба, всё это закончилось выделением наиболее приспособленной группы, монополизировавшей новые экономические ниши. Вслед за экономической монополией пришла и монополия политическая, имевшая результатом очевидное решение - принятие монополистами антимонопольного законодательства. Вам это кажется парадоксальным? Но это было само-собой разумеющееся решение, имевшее целью использовать полученный политический ресурс для ограничения конкуренции и воспрещения самой возможности для всех прочих проделать тот путь, который проделали монополисты.

Должно быть вы пытаетесь понять, где тут связь с Масс Эффектом? Он сделан в США, людьми, выросшими в среде, где все перечисленные события оказывали прямое или не очень влияние на мировоззрение. Желание отыметь систему и прочие революционные наклонности как раз оттуда.

Теперь можно поговорить и о научной фантастике. Темой определённых произведений в этом жанре является идея корабля поколений как средства межзвёздного путешествия. Он летит очень долго, дольше чем может прожить человек, поэтому его превращают в эдакий небольшой мирок, где люди рождаются, живут и умирают. И часто главной идеей выступает неизбежная примитивизация данного общества, точнее необходимость учёта этого явления в конструкции корабля как необходимого условия успешного завершения миссии. Основной сложностью является необходимость вручения ответственности за судьбы корабля некоему неизвестному, рожденному спустя массу поколений и взрослеющего в условиях общества, забывшего не то что нюансы управления кораблём, но и саму цель миссии. Сам по себе сюжет повторяет в миниатюре судьбу любого общества, уткнувшегося в пределы развития и вынужденно влачащего свое гомеостатическое существование.

И вот тут мы можем наконец перейти к Масс Эффекту. Давным-давно в тамошней не столь уж и далёкой Галактике, жили-были органики, породившие синтетиков, которые некоторое время бурно и плодотворно развивались, пока не уткнулись в свою ограниченность. Т.к. у этих синтетиков закончились идеи как им эту ограниченность преодолеть, они решили воспользовать заветами матушки-природы в виде отбора. Искусственного. И организовали эволюционный конвеер видов, в контролируемых условиях которого мог бы появится кто-то, способный разрешить вставшую перед синтетиками проблему. Эволюционные эмуляторы используем и мы сами, но в данном случае масштаб был немного иной, галактический. Но встала перед ними и проблема неизбежного превращения контролирующих эксперимент в чугуннозадых и реакционных бюрократов-монополистов, забывших его цель. В лучших традициях НФ, этого превращения решили не ждать, а сделать их самостоятельно. Причём, весьма изящно, ведь реакционность экспериментаторов гарантировала сохранение его сути и даже боязнь конкуренции со стороны результатов данного эксперимента не могла прекратить его. Также не забыли ввести в эксперимент и предохранитель, который, в случае появления искомого нового вида, позволил бы ему реализовать себя и разрешить проблeму тупика развития.

В IQ тестах есть задачи, требующие решать различные геометрические головоломки.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тестовая головоломка, оставленная синтетиками, имела несколько более сложную форму.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

И теперь все, продравшиеся сквозь игру и этот текст, наконец-то могут понять в чём же заключается смысл всех этих концовок.

Красная, уничтожение. Пессимистичный вариант. Эксперимент не удался и не может быть использован для нахождения решения. Эволюционный конвеер, представляющий собой всю масс-релейную инфраструктуру, чугуннозадых бюрократов (подсказка для самых маленьких - это риперы) и, в самом запущенном случае, склад готовой продукции, т.е. все расы, созданные в рамках этой инфраструктуры, всё это уничтожается и происходит переход от искусственного отбора к естественному, неконтролируемому.

Голубая, контроль. Целью эксперимента является выход из эволюционного тупика развития. И если у вас есть что сказать по этому поводу, то Галактика готова вас слушать. В этом сценарии даже не важно, сохранилось ли сознание Шепарада или всё, что от него осталось это идея. Этого достаточно. Всё, что есть в Галактике, будет использовано для её реализации.

Зелёная, синтез. Для тех, у кого никакого хитрого плана нет, зато есть желание жить дружно. Все органики получают стильный аусвайс и перестают интересовать бюрократов. Проблема в том, что это решение из разряда "не важно куда движется поезд, лишь бы все пассажиры были довольны". В нашем случае, поезд движется туда же, куда и раньше, ведь никаких новых идей не подразумевается. Поэтому снова заведут конвеер с чистыми, нечипованными органиками. Ну а счастливые владельцы аусвайсов или будут доживать в своих замкнутых анклавах, чтобы не мешать эксперименту, или будут по мере сил участвовать в нём. Помогая риперам. Ведь никаких своих идей и целей у них уже не будет. Если честно, то я не понимаю чем всё это отличается от массовой индокринации. Ну, кроме цвета конечно.

На самом деле в игре есть и я-не-хочу-выбирать концовка. К сожалению, без мультика. Во время прохождения Масс Эффекта 2, мне уже было очевидно, что в следующей части придётся собирать расы на дело борьбы с риперами (правда я даже представить себе не мог, насколько детально всё это сделают). Уже тогда я прикидывал на кого сделаю ставки, в случае если выбора "спасти всех" не будет. И больше всего я тогда опасался, что игра превратится в линейный аттракцион, когда по мере наращивания сил, риперы будут сливаться всё сильнее и сильнее, а последней миссией будет надирание той чёрной дыры, которая заменяет Главному Риперу задницу. К счастью, об этом даже не шла речь. Знаете ли, у подопытных рас было несколько десятков веков на ознакомление с рипертехом и за всё это время они стали разбираться в нём примерно также, как мышь разбирается в лабораторном лабиринте. Поэтому, методичное продвижение риперов по Галактике, не нарушило целостного восприятия картины. Ну а сама концовка уже многократно была описана в самой игре - риперы зачищают Галактику и разводят новых "мышей". В конце-концов весь смысл этой грандиозной финальной битвы - собрать наибольшие военные силы лабораторных рас в одном месте, дабы не бегать за ними где-попало.

Такие дела. Нет, вы всерьёз думали, что вторжение космических Ктулху из дальнего космоса закончится распитием слабоалкогольных напитков на пляже? Ха!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 40 comments